Запрет на совершение регистрационных действий: законно ли? В своей статье мы разберем ситуацию, связанную с наложением судебным приставом-исполнителем запрета на совершение регистрационных действий, реорганизацию в любой форме, смену учредителей, смену генерального директора, смену участников, действий по исключению в ЕГРЮЛ, внесение любых изменений в ЕГРЮЛ, а также совершение любых иных регистрационных действий в отношении хозяйственного общества, учредителем (одним из учредителей) которого является лицо, в отношении которого возбуждено исполнительное производство. Как видно из разбираемой ситуации, должником по исполнительному производству является физическое лицо, которое имеет денежное обязательство перед кредитором, никак не связанное с участием в хозяйственном обществе (возьмем за пример ООО), однако запрет пристав наложил на все регистрационные действия в отношении ООО, обосновывая это тем, что такое физическое лицо является учредителем (одним из учредителей) данного ООО. Насколько законны подобные действия пристава-исполнителя, наделяет ли его закон подобными полномочиями, – разберемся в нашей статье.
В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» перечислены исполнительные действия, которые пристав-исполнитель вправе применить в процессе исполнения требований исполнительных документов. Данный перечень является открытым, то есть содержит формулировку «и иные действия…», а потому пристав-исполнитель вправе применить и неуказанное в этом перечне действие. Однако в данном законе содержатся положения, которые позволяют ограничить подобное «раздолье», так любое исполнительное действие должно быть направлено на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Хозяйственные общества, согласно специальному законодательству, а именно Закону об акционерных обществах и Закону об обществах с ограниченной ответственностью, являются корпоративными коммерческими организациями, то есть они построены по принципу членства и имеют своей целью – получение прибыли. Любое лицо, став участником общества (например, путем покупки акции/ доли участия), приобретает взамен корпоративные права, которые могут иметь только участники хозяйственных обществ, – право на участие в общем собрании акционеров /участников общества, право на получение информации, право на получение дивидендов, право на отчуждение акции /доли и т.д.
Разберем каждый запрет из постановления судебного пристава-исполнителя с точки зрения его законности и обоснованности.
1. Запрет на смену генерального директора – прямое вмешательство в компетенцию общего собрания акционеров /участников общества, которые в силу закона наделены правом на избрание подобного исполнительного органа. В общем собрании принимают участие все участники /акционеры, а не только наше физическое лицо-учредитель, в связи с этим нарушаются права иных участников на осуществление их законных корпоративных прав.
2. Запрет на смену участников (учредителей) общества – каждый участник общества /акционер имеет законное корпоративное право – выйти из общества путем отчуждения доли другому участнику такого общества, путем ее отчуждения третьему лицу или даже обществу. Также помимо всего прочего, участники обществ имеют законное право требовать исключения того или иного участника корпорации в суде, если он грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет. Такое право является корпоративным и принадлежит каждому участнику общества. Подобный запрет пристава –исполнителя вероломно нарушает их права, при этом никак не содействуя полному и скорому исполнению требования исполнительного документа. От того, что один участник не сможет реализовать свое право на выход, исполнительный документ «не исполнится».
3. Запрет на совершение реорганизации в любой форме – тут тоже можно с приставом-исполнителем поспорить. Решение данного вопроса также является исключительной прерогативой общего собрания акционеров/участников общества. Реорганизация хозяйственного общества, действительно, может оказать влияние на положение кредиторов и т.п., однако мы видим смысл применения данного запрета только в том случае, если само общество стало должником в обязательстве. Также одна из форм реорганизации – преобразование – вообще никак не влияет на права кредиторов, а потому ограничивать и ее неправильно, как и вообще применение этого запрета.
4. Все остальные запреты касаются внесения изменения в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц), а также совершения любых иных регистрационных действий. Для начала хотелось бы пояснить, что государственная регистрация тех или иных действий носит заявительный характер, то есть само действие, подлежащее государственной регистрации, общество сможет осуществить (например, изменить место нахождения юридического лица), но зарегистрировать такое изменение в силу установленного запрета не сможет. Учитывая тот факт, что такие регистрационные действия обусловлены в первую очередь таким основным принципом, как полнота и достоверность сведений государственного информационного ресурса, то запрещая подобную регистрацию, пристав-исполнитель нарушает права и законные интересы лиц, обязанных в силу закона внести соответствующие сведения.
Также подобный запрет нарушает права и законные интересы третьих лиц, которые добросовестно полагаются на сведения государственного информационного реестра, являющиеся, как известно, открытыми для доступа третьих лиц.
Вообще в деятельности хозяйственных обществ практически каждое действие подлежит государственной регистрации. Например, у каждого участника ООО есть законное право на отчуждение доли другому участнику общества или третьему лицу. Однако доля считается перешедшей к другому лицу с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Таким образом, лицо, которое не является должником по исполнительному производству, не сможет реализовать свое законное право, а осуществив такое отчуждение, другое лицо (покупатель) не сможет этой долей в полной мере пользоваться, то есть доля как бы «зависнет в воздухе». Любое внесение изменений в устав общества также подлежит регистрации, например, муниципалитет поменял название улицы, а общество по данному адресу располагается, то оно обязано в силу закона внести соответствующее изменение в устав зарегистрировать такое изменение. Однако, оно этого сделать не может – наложен запрет. Абсурд.
Как подобные запреты способствуют полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе? Разобравшись в ситуации, можно сказать, что никак, они только нарушают права и законные интересы хозяйственного общества как юридического лица, участников такого общества и третьих лиц.
Из общих законодательных положений, регулирующих правовое положение хозяйственных обществ (АО, ООО), следует, что общество не несет ответственность по обязательствам своих участников. Наложение запрета в такой расширительной трактовке как запрет всех регистрационных действий, запрет смены участников и т.д. явно, по нашему мнению, ограничивает деятельность самого юридического лица, и такой запрет можно рассматривать как некоторую ответственность общества по обязательствам участника, что прямо противоречит норме закона.
В заключении хотелось бы отметить, что согласно Федеральному закону «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Налагая же подобные запреты, пристав-исполнитель нарушает принцип соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций, а также принцип соотносимости и соразмерности объема требований взыскателя и исполнительных действий, помимо всего прочего, препятствует нормальной внутрихозяйственной деятельности общества.
Если Вы попали в подобную ситуацию, то у вас есть законное право в 10-дневный срок с момента вынесения постановления приставом-исполнителем обжаловать его в суд, также на подобное незаконное поведение пристава можно подать жалобу его непосредственным руководителям.
Если Вам необходима помощь или у Вас остались вопросы позвоните по телефону 8-925-00-11-872 или оставьте свой вопрос для получения консультации по данному вопросу.