Случаи, возникающие на практике, связанные с постановкой на жилищный учет

Является ли ухудшением условий регистрация в жилом помещении лиц в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления о постановке на жилищный учет?

Одним из обязательных условий признания жителей Москвы нуждающимися в жилых помещениях является не совершение ими за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися.

Так же Жилищный Кодекс в статье 53 определяет, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Одним из условий признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях согласно 7 закона 29 Закона N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", если они:

1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;

2) имеют гражданство Российской Федерации;

3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;

4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;

5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Установление хотя бы одного из действий служит основанием для отказа в признании нуждающимися и постановке на жилищный учет, но ухудшение жилищных условий судебная практика связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с теми, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Также важно, является ли нуждаемость результатом недобросовестных действий или, напротив, были улучшены жилищные условия, что может являться основанием для снятия с учета в качестве нуждающегося.

Ухудшение жилищных условий связывают не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях (Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2011 N 5-В10-102).

В силу ч. 1 ст. 10  Закона жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений из жилищного фонда города Москвы имеет правовое значение не сам факт изменения порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок, а факт ухудшения данными действиями жилищных условий.( Апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2019 по делу N 33-46425/2019).

Таким образом, регистрация в жилом помещении лиц за 5 лет, предшествующих подаче заявления, является ухудшением жилищных условий, если данная регистрация привела к необходимости улучшения жилищных условий и привело уменьшению площади на человека – менее учетной нормы в размере 10 кв.м. площади жилого помещения.

Возможно ли встать на жилищный учет нескольким из лиц, зарегистрированных на жилой площади, независимо от остальных лиц?

Согласно ст. 2 Закона Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29, членами семьи заявителя являются: супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

То есть, членами семьи заявителя признаются все лица зарегистрированные в жилом помещении, а также собственники помещения вне зависимости от понимания «семьи» по семейному законодательству.

Статьей 11 Закона предусмотрен порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, где в п. 2 указано, что заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Заявление могут подать только граждане – заявители (совершеннолетние лица), желающие встать на жилищный учет.

Согласно п. 2.4 Постановления Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Принятие решения о согласии на обмен жилыми помещениями, находящимися в собственности города Москвы, занимаемыми гражданами по договорам социального найма", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Заключение договоров социального найма на жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, по итогам обмена жилыми помещениями, предоставленными гражданам по договорам социального найма")

В качестве заявителей выступают физические лица - граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве и обратившиеся с запросом (заявлением) на предоставление им государственной услуги (далее - заявитель).

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона  Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.

В п. 2.5 Указанного Постановления содержится перечень документов, предоставляемых заявителями.

Среди них:​

- Основной документ, удостоверяющий личность члена семьи заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации) (для каждого члена семьи заявителя) (копия всех страниц - при обращении законного представителя члена семьи заявителя или лица, уполномоченного членом семьи заявителя в установленном порядке (далее - представитель члена семьи заявителя).

- Документы, подтверждающие жилищную обеспеченность заявителя и членов семьи заявителя, а также факт проживания в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет:

- Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя и членов семьи заявителя на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами города Москвы, если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (в случае отсутствия сведений о правах на такие жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости), а также на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами Российской Федерации, в отношении которых заявитель и (или) члены семьи заявителя обладают правом собственности либо самостоятельным правом пользования и (или) обладали в течение 5 лет, предшествующих дате подачи запроса (нотариально заверенные копии) (при наличии указанных документов).

- В случае отсутствия документов, в указанном пункте настоящего Регламента, заявитель и (или) члены семьи заявителя, проживавший (проживавшие) по месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрационном учете за пределами города Москвы до прибытия на место жительства в город Москву, либо члены семьи заявителя, проживающие по месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрационном учете за пределами города Москвы, представляют документы об отсутствии указанных прав.

- Вступившее в законную силу судебное постановление о наличии или лишении (отсутствии) жилищных или имущественных прав на жилое помещение, о вселении члена семьи в жилое помещение (при наличии указанного судебного постановления) (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление).

То есть документы о жилищной обеспеченности всех членов семьи заявителя по смыслу Закона  "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".  

Согласно ч. 7 ст. 11 вышеуказанного закона Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а также в документах, получаемых по межведомственным запросам, и после проверки их полноты и достоверности принимает решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона полномочный орган отказывает в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные документы жилищной обеспеченности заявителя и членов его семьи.

При этом обязанность по представлению указанных документов возложена на заявителя.

Таким образом, в случае непредставления документов, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, последует отказ уполномоченного органа о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.